Уютный островок

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 28.03.2024, 12:36
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Irisha  
Форум - Уютный островок » Общаемся » Коллекции » Купальские ночки.
Купальские ночки.
IrishaДата: Вторник, 06.07.2010, 08:06 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 1457
Репутация: 1
Статус: Offline
6 июля — Аграфена Купальница, Аграфена-лютые коренья


Целебные травы


Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней "Петра и Павлы" сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

Репу сей на Аграфену—хороша репа будет.


Матушка-репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка

— До великого поста.


Репа да горох и сеются про воров.

Завидны в поле горох да репа, кто ни пройдет—щипнет.

Мимо девки да мимо репки так не пройдешь.


На Аграфену гречиха мала, овсу пороет.


С Аграфены начинают купаться, «закупываются». В этот день в некоторых местах бывают общие купанья, сопровождаемые песнями. Особенно радовались купанию дети: пытаясь столкнуть один другого в воду, выкрикивали:


С плота долой,

Катись бородой!


В воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:


Пройду бобром —

По воде плавком,

Трижды окунусь —

Словно белый гусь.


или:


Гребу бобром —

По воде плавком,

Трижды окунусь,

Да не захлебнусь.

Нырком пройду,

Из-под воды вон уйду.


Тот, кому в уши попала вода, наклонив голову, скакал на одной ноге, приговаривая:


Вылейся, водичка,

Да по рукавичку:

Под пень,

Под колоду,

К лягушкам, к болоту.


На Аграфену обязательно мылись и парились в банях.

Архангелогородцы, жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежею травою, «и девушки парятся свежими вениками, связанными из целебных трав». В Тверской губ. парились вениками, утыканными цветами, специально для этого сорванными.

Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. Для этого девушки и женщины после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес. Веники делали не только березовые, на Вологодчине предпочитали вязать их из различных пород лиственных деревьев и растений, так что в каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку разных сортов.


Заготовка веников шла под песни.


Веники, веники.

Веники, комелики
На печи валяются,
В лапти обуваются.


Кум Иван, кум Иван,

Кум Гаврила, кум Гаврила,
Я Гавриле говорила:
Веники, веники... и т. д.
(Ленинградская обл.)


Дуня бела, румяна,

Зачем любишь Ивана?
«Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява!»
Ваня чист и речист,
Горазд речи говорить.
Подговаривал Дуняшу
Одну ночку ночевать:
«Ночуй, Дуня, ночуй, Дуня,
Погости, голубушка!
Ты ночуешь у меня —
Подарю, Дуня, тебя!
Подарю тебе сережки
Я серебряные!
Что вторые — золотые
Со подвесочками!
А во славушку войдем —
Жемчужные заведем!»
(Вологодская губ.)


Я в лесе был, березку рубил,

Березку рубил, березку рубил.
Березку рубил, метелки вязал
Метелки, метелки, метелки вязал.
Метелки вязал, на возик складал,
На возик, на возик, на возик складал.
На возик складал, рублем утягал,
Рублечком, рублечком, рублем утягал.
Рублем утягал, коня запрягал,
Конечка, конечка, коня запрягал.
Коня запрягал, в Москву отправлял.
Во Москву, Москву, да в Москву отправлял.
В Москву отправлял, да там девку видал
Там девку, там девку, там девку видал.
Там девку видал, чернявку встречал,
Чернявку, чернявку, чернявку встречал:
Стоит под окном, играет цветком,
Играет, играет, играет цветком!


В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять их, валяясь по полосе.

В окрестностях г. Кириллова (Вологодская губ.), по сообщению одного из собирателей, в день Аграфены Купальницы все девушки («невесты» и подростки) расхаживают в своих лучших нарядах по домам и говорят: «Умойте!» Это значит — подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, сережки и проч.


Не менее интересны сведения из Костромской губ. Здесь девицы собирались к одной из своих подруг «толокчи в ступе ячмень», из которого на другой день варят кашу и едят ее вечером с коровьим маслом. Потом, взяв передние колеса телеги с осью и оглоблями, возили сидящих на оси по селению и полям, распевая до утренней зари. В заключение умывались росой, думая, что она приносит здоровье.


На Аграфену — обетная каша, складчиной.

Обед вскладчину, состоящий из постных блюд, выставляли в некоторых деревнях Вологодчины для нищей братии. Столы выставлялись прямо посреди деревни, и на такую трапезу являлось иногда человек до трехсот.


Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей.


«Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады». Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавиться от несчастий и бед.


Древо древанское,

Листья моханские,
Цветы ангельские,
Когти дьявольские —


так описывают шиповник на Северной Двине.


Крестьяне, для предохранения себя от ведьм, кладут в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов — молодое осиновое дерево, вырванное непременно вместе с корнем.


По убеждению народа, в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.


Девушки Онежского уезда Архангельской губернии выходили искать «ивановский борщ» — растение, имеющее, по их мнению, большую целительную силу. Девушки отправлялись целыми компаниями, в сопровождении парней. Поиски сопровождались играми и возней, так что травы подвергались значительному вытаптыванию.

Белую кувшинку называют кое-где «одолень-травой», ее собирали по заводям и заглохшим прудам, чтобы при случае взять с собой в дорогу как надежное средство от разных бед и напастей.


Ночью, до восхода солнца, рвали цветы Иван-да-Марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин

с хозяйкой.


В ночь с Аграфены на Ивана, «до восхода солнца, чтобы никто тебя не видел, рви чернобыльник; под корнем найдешь уголь; он от многих болезней облегчение доставляет — от брюха, тошноты и прочее. Если увидят тебя за этим делом — уголь уйдет в землю».


Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам:


1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый— «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»

2. В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось — в этом году замуж выйдешь.

3. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»


Я по цветикам ходила,

По лазоревым гуляла,
Цвета алого искала.
Не нашла цвета алого.
Супротив мого милого.
Эх, мой миленький хорош.
Чернобров, душа, пригож.


Мне подарочек принес,

Мне подарок дорогой —
С руки перстень золотой.
Мне не дорог твой подарок.
Дорога твоя любовь.
Не хочу перстня носить,
Хочу так тебя любить.
(Тульская губ.)


Как во полюшке рябинушка стоит.

Под рябинушкой тропинушка лежит,
По тропинушке детинушка бежит,
Детинушка удалой молодец.
Он всю травушку-муравушку примял,
Все лазоревы цветочки посорвал.
Он повадился ко девушке ходить,
Много злата, много серебра носить,
Без расчету золотой казной дарить,
Без аршинца камочки отдирать.
Ты камочка, камочка моя!
Ты камочка мелкотравчатая,
Мелкотравчатая, узорчистая!
Не давайся ты, камочка моя,
Ни простому, ни боярину,
Ни тому сыну гостиному.
Он гостиный-то сын волюшку берет,
Красну девушку за ручушку ведет.
(Тверская губ.)


Бей трепака, не жалей башмака!

— Мне не жалко башмака,
Жалко зеленого чулка.
Башмак батюшка купил,
Чулок милый подарил;
Он не так мне подарил —
Ночевать ко мне ходил.
(Курская губ.)


Расколися, сырой дуб,

На четыре грани!
А кто девушку полюбит,
Того душа в рай.
Кто молодушку полюбит,
Того душа на спасенье,
А кто старую старуху обоймет,
Тот в аде места не найдет.
(Тульская губ.)


Марья Ивана
Марья Ивана
В жито звала!
Марья Ивана:
«И пойдем-ка, Иван,
Пойдем-ка, Иван,
В наше жито!
Пойдем-ка, Иван!
В нашем жите,
В нашем жите
Сам бог ходит!
В нашем жите
Сам бог ходит,
Сам бог ходит,
Жито родит!
Сам бог ходит,
Жито родит,
Жито родит:
Ядро с ведро!
Жито родит,
Ядро с ведро,
Ядро с ведро,
Колос с бревно!
Ядро с ведро».
(Смоленщина.)


Ивашка молодчик!

Не стой под рекою,
Не махай рукою!
Не быть мне за тобою.
Обещай моему татке
Коня вороного
А мамке коровку,
Брату жеребенка,
А сестрице теленка!
(Псковская губ.)


Как у бабушки курочки велись,

У Макарьевны рябенькие.
Через перушки на золоте,
А через два-три позолоченные.
У нас завтра праздничек,
Праздничек Иванов день.
Все добры люди капустку заламывали,
А я, млада, в огороде не была,
Не была, не заламывала,
Хоть капустушка не клубиста,
А я девушка грудиста.
(Новгородская губ.)


Еще что кому до нас,

Когда праздничек у нас!
Завтра праздничек у нас
— Иванов день!
Уж как все люди капустку
Заламывали
Уж как я ли, молода,
В огороде не была.
Уж как я за кочан,
А кочан закричал,
Уж как я кочан ломить,
А кочан в борозду валит:
«Хоть бороздушка узёнька — Уляжемся!
Хоть и ночушка маленька— Понабаемся!»
(Новгородская губ.)


Шел молодчик разудаленький,

Со головки бел-кудрявенький,
Со русых волос на барина похож,
На нем шапочка бархатная,
А околышек — терновы соболи.
— И кто тебя спородил, молодец?
— Породила родна матушка меня,
Свеже вымыла московская вода,
Завивала кудри сударыня моя,
Завила, приговаривала:
— Что ты, молодец, не женишься,
Разудалый, меня замуж; не берешь?
Чем я, девушка, родилася дурна?
Я дурна, дурна, дурнешенька,
С очей ясных веселешенька,
Со личенька белешенька,
Пойду к дружку быстрешенько,
Поцелуюся милешенько.
(Владимирская губ.)

 
IrishaДата: Вторник, 06.07.2010, 08:14 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 1457
Репутация: 1
Статус: Offline
7 июля — Иван Купала, Иванов день, Иван Цветной




Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.


Сильна роса на Ивана -к урожаю огурцов.


На Иванову ночь звездно — много будет грибов.


Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые.


Ивановские дожди вызывают у земледельца и радость и тревогу: они очень нужны хлебам и уже опасны для травы перед самым сенокосом.


Ивановские дожди лучше золотой горы.

Перед дождем цветы сильнее пахнут.

До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека.

Во время сенокоса дожди —сену плохо, зерну хорошо.

Когда сено гнило, тогда в сусеке мило.

Сено черно, так каша бела.

Травы черны — лошади кормны (сено погибло, а овес хорош).

В ряде мест на Купалу открывают большой покос.

Пройти до солнышка два прокоса — ходить не будешь босо.

До солнышка пройди три покоса, ходить будешь в сапогах, а не босо.

Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (южн.).

На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколосится, так это плохая примета. На Иван-день колосок, так на Ильин день колобок в хороший год (Пинежье).

На Иванов день цвет, на Ильтн-то день — хлеб.

Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела.).

За два-три дня до Ивана Купалы появляется мед или после в такой же период (Воронежская губ.).


Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Купаются в воде и росе.


Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться, и такого рода купанию приписывается целебная сила.


Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признают такое купание очень опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.


Ранним утром вологодские бабы «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и «бурак», с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.


Точно так же черпают росу и в Пензенской губ., хотя Здесь она служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

Накануне Ивана Купалы вологодские крестьянки обязательно моют у колодца или на реке «квашенки» — кадушки, в которых приготавливают тесто для ржаного хлеба.


Один из довольно распространенных купальских обрядов обливание водой всякого встречного и поперечного. «Деревенские парни.— писал орловский корреспондент в середине прошлого века, — одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток». Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Начинается таким образом общая свалка, полная веселья, криков и смеха. Кончается дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причем, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах.


Во многих местах баню было принято устраивать не на Аграфену Купальнику, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники.


В Пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрешь.

На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своем будущем — перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадет веник — туда и замуж выходить.


До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе будут умирать дети у той, которая не остерегается искуса.


В Пошехонском уезде Ярославской губ. существовала вера в то, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, желание может исполниться.


Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше — тот будет счастливее.


Костры устраивали за селением, обычно на высоком месте, или на росстанях, на меже. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали с пригорков.


«Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, — писал один из этнографов XIX века, — и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».


В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.


В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и самые

болезни.


Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки.


Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал (или пели, выкрикивали все хором):


Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Диги-дон, диги-дон
Убегай скорее вон!


При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий пытается догнать. «Если кого поймает, то становится с пойманным в последние пары, а кто отделился от своей пары, становится впереди гореть (водить); если же горевший никого не поймал, то снова становится гореть». При этой игре пелись разные припевки, в каждой местности свои. Вот некоторые из них:


Гори, гори жарко.

Едет Захарка,
Сам на кобыле,
Жена на коровке,
Дети на тележках,
Слуга на собаках,
Погляди-ка вверх —
Там несется пест!


Стой, гори на месте,

Гори, не сгорай,
По бокам глазами
Поменьше стреляй,
А гляди на небо,
Там журавли,
А мы ноги унесли!


Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат:
Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!


Все три примера записаны во Владимирской губернии.
Если горевший не разъединит бежавшую пару, его дразнят, —


Ярка, не ярка,
Баран, не баран,
Серая овечка не женится,
Дай сенца — объягнится.


По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, змеи...

Иванов день — день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказов нежити (домовых, водяных, леших, русалок).

Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу и пр.

В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.


Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.


Иван Купала—хорошие травы.


Иванов день пришел — траву собирать пошел.


Часть трав и цветов собирают днем, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Когда рвут травы, говорят: «Земля мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» Когда рвут траву, от порчи употребляемую, то произносят: «Отец-небо, земля-мать, благослови свою плоду рвать! Твоя плода ко всему пригодна: от скорбей, от болезней и от всех недугов — денных и полуденных, ночных и полуночных, от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы! Поди же ты, колдун и колдуница, еретик и еретица, на сине море! На синем море лежит бел-горюч камень. Кто ж этот камень споднимет, кто океан-море выпьет и кто в океане-море весь песок пересчитает, тот может сделать колдовство и художество над всяким рабом и над всякою рабою, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».


Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову pocу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «от-

В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородпцкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.


Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «плакун-траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; «терлыч-трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят ее v себя за пазухой и приговаривают: «Тер-лич, терлич, хлопцев покличь!» Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Ее же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!» Травка «зяблица» помогает от ребячьего крика и от бессонницы; высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле — порезы, нарывы, опухоли; «пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.

Всего не перечислишь...


Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах С цветком папоротника, раскрывающемся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится—и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним — стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка».


В слободе Сагунах Острогожского уезда Воронежской губ. рассказывали такую историю:

«Пастух пас быков недалеко от лесу и заснул. Проснувшись уже ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на папо-роть, которая только что расцвела. Пастух, не замечая травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым, сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке, и не разуваясь целую неделю, пастух в это короткое время скопил много денег и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытрясать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папороти. С этого времени потерял свое счастье: потерял деньги и не стал узнавать будущего».


КУПАЛЬНЫЕ ПЕСНИ


Девицы цветы щипали

Да у Ивана пытали:
«Что это за цветы?» —
«Это цветы Купалы,
Девицам — умывалы.
А пареням —воздыханья!»
Сохнут, сохнут паренп.
За грядами сйдючи.
На девицей смотрючи.
Что девицы хороши,
А парени — голыши:
Не мают копейцы про души!
(Томская губ.)


Ой, тот будет

Пень-колода,
Ладу-ладу,
Пень-колода!
А кто пойдет
На Купальню,
Ладу-ладу,
На Купальню!
А тот будет
Бел береза!
Ладу-ладу,
Бел береза!
(Псковская губ.)


Зарождалпся три ведьмы

 На Петра да на Ивана:
Первая ведьма
Закон разлучает,
Другая ведьма
Коров закликает,
Третья ведьма
Залом ломает.
Первой ведьме.
Что закон разлучает.
Ее по уши в землю.
Ей прощенья нет!
Другой ведьме,
Что коров закликает,
Ту по плечи в землю.
Ей прощенья нет!
Третью ведьму,
Что залом ломает,
Ту по пояс в землю.
Ей прощенья нет!
Вы катитесь, ведьмы.
За мхи, за болоты,
За гнилые колоды,
Где люди не бают.
Собаки не лают,
Куры не поют,—
Вам там и место.
(Псковская губ.)


«Да Купаленка!

Рано, рано!
Где досюль была?» —
За рекой была,
За быстрой была.
«Что ты робила?»
— Кужали пряла!
Кужали пряла.
Ткала, белила,
Замуж дочек
Выдавала.
Рано, рано!
(Смоленщина.)


Девицы цветы щипали

Да у Ивана пытали:
«Что это за цветы?» —
«Это цветы Купалы,
Девицам — умывалы.
А пареням —воздыханья!»
Сохнут, сохнут паренп.
За грядами сйдючи.
На девицей смотрючи.
Что девицы хороши,
А парени — голыши:
Не мают копейцы про души!
(Томская губ.)

 
Форум - Уютный островок » Общаемся » Коллекции » Купальские ночки.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024 |