К числу уникальных искусств, которые в нашем понимании неразрывно
связаны с Японией, относиться искусство чайной церемонии - тя-но ю, что
дословно означает «чай с горячей одой» (тя - чай, ю - горячая вода).
Японская чайная церемония - это не просто традиция, это таинство,
которое не может не привлечь внимания и не вызвать уважения.
Искусству чайной церемонии учатся годами в специальных школах. Несмотря
на то, что сам процесс может показаться простым и естественным, пределу
совершенства в этом нет. Умение японской девушки встретить гостей,
усадить их по японской традиции на циновки, приготовить ароматный чай, а
затем, разлив по чашечкам, с поклоном подать его - высший признак
эстетического воспитания.
Тя-но ю - это один из путей познания психологии и мировоззрения японцев.
Ее истинный смысл заключен не столько в дегустации заваренного по всем
правилам чая, сколько в обретении определенного душевного состояния,
отрешении от суеты повседневной жизни и постижении Дзен. Чайная
церемония способствует установлению атмосферы единения, со-мыслия между
всеми ее участниками, подразумевающей отрешение от собственного «я».
В чайной церемонии, как в зеркале, отражена суть культуры Японии, ее
уникальность и неповторимость. Она находит свое проявление в редком
трудолюбии японцев, их врожденной вежливости и необычном чувстве
прекрасного, скромности, простоте, лаконизме и вместе с тем
необыкновенном изяществе убранства, одежды и интерьера. Церемония
чаепития также является ярким примером удивительной способности японцев
заимствовать и развивать достижения других народов и культур, сохраняя
при этом свое национальное своеобразие.
2.
История чайной церемонии берет свое начало в VIII веке. По одной из
версий, чай был впервые завезен в Японию из Китая в 805 году.
В Китае его ценили как лекарственное растение, снимающее усталость и
помогающее от многих болезней, и даже использовали при медитации. В
одном из древних даосских трактатов говорится, что "если пить чай
постоянно, можно обрести крылья и научиться летать".
После прекращения официальных отношений с Китаем в 894 году интерес к
чаю резко снизился, и только в 1191 г. он вновь появился в Японии.
В XIII веке, после распространения в Японии учения Дзэн, чаепитие
переросло в своеобразный ритуал, который вскоре стал неотъемлемой частью
быта в буддистских монастырях. В XV веке благодаря дзен-буддистскому
монаху Сюко сформировались основы «тя-но ю». Именно он
привнес в чайную церемонию атмосферу простоты и недоговоренности,
отражающие основные принципы эстетики Дзен. По убеждению Сюко,
прекрасное не должно проявляться в полную силу, для его реализации
необходимо сокрытие. Суть церемонии составляли непринужденная
искренность и природная естественность вещей. Созданная Сюко концепция «вабитя» была основана на четырех принципах:
- естественность и спокойствие,
- немногочисленное и простое убранство,
- утварь в соответствии с возрастом гостя,
- невозмутимость и безмятежность.
3.
По мнению Сюко, эти принципы помогали достичь единодушия между хозяином и
гостем и сосредоточения на одном, позволяя им понимать друга не с
помощью слов, а с помощью сердца.
Своего расцвета искусство чаепития достигло в XVI веке благодаря Сэн-но
Рикю, которому удалось обобщить идеи своих предшественников и довести их
до логического завершения. Он выступал против любых проявлений роскоши,
считая искусство чаепития одним из многочисленных
способов служения Пути Будды. При нем чайная церемония проходила в
атмосфере грубоватой простоты, способствующей достижению определенного
душевного настроя в соответствии с принципами Дзен - строгостью и
аскетизмом.
После того, как Япония открыла свои границы для западного мира, чайная
церемония постепенно стала терять популярность, что заставляло многих
мастеров идти на определенные уступки и упрощать ее, внося изменения в
соответствии с духом времени: теперь в церемонии могли
присутствовать столы и стулья.
В конце 70-х годов XIX века тя-но ю вновь вступает в полосу расцвета:
чайные церемонии проводятся во многих крупных храмах, а в 1887 году в
императорском дворце в Киото была устроена торжественная чайная
церемония в честь императора Мэйди.
В новом времени чайная церемония становится более демократичной. Если
ранее в ней могли принимать участие только мужчины, то теперь среди
мастеров тя-но ю появляется все больше женщин.
В ходе истории чайная церемония оказала огромное влияние на поведение и
быт японцев и дала начало другим искусствам, например, искусству
икебаны. В наши дни как японские мужчины, так и женщины изучают каждое
движение чайной церемонии.
4.
Чайная церемония окружена особой атмосферой, которую японцы называют
«Ва». В тя-но ю все, начиная от сада и построенного в нем чайного домика
до убранства чайной комнаты, создано но для того, чтобы порождать
определенное состояние духа. Открытый сад с мшистыми камнями
и заросшим водоемом олицетворяет природу, свободную от вмешательства
человека, а чайный дом с подпорками из неотесанного дерева или бамбука и
низкой соломенной крышей является его естественным продолжением.
5.
В комнате для чаепития царит полумрак, время здесь как бы остановилось.
6.
Все предметы, предназначенные для чайной церемонии, имеют строго
определенную форму, цвет и фактуру. Их количество также строго
определено традициями. Каждый из них несет на себе печать старины,
исключением являются лишь льняная скатерть и ковш, сделанный из
срезанного бамбука, которые всегда остаются нарочито новыми и свежими.
Вся обстановка чайного домика призвана отвлечь от суеты и привести в
состояние умиротворенности и спокойствия.
7.
Японцы верят, что если страсти, бушующие в человеческой душе, порождают
определённые жесты, то существуют также и жесты, способные
воздействовать на нее. Строго определенные размеренные движения чайной
церемонии создают в душе покой и приводят ее в состояние
равновесия. Возникшее из особого ритуала чаепития, который практиковался
монахами, исповедовавшими Дзэн, искусство чайной церемонии
рассматривается как один из способов постижения истинного смысла бытия.
8.
Подготовка и организация чайной церемонии происходит в соответствии с
традициями. Прежде всего, хозяин тщательно обдумывает список гостей и
рассылает каждому из них приглашения, в которых указывается время и
место проведения чаепития, его вид и состав гостей.
Особое внимание уделяется выбору главного гостя, который должен быть
уважаемым человеком, хорошо знакомым с ритуалом проведения чайной
церемонии. На церемонию гости являются в соответствующей одежде. Если
чайная церемония носит формальный характер, то мужчины, как
правило, надевают шелковое кимоно, черную накидку «хаори», широкие
шаровары «хакама» и белый пояс «таби» (пояс) белого цвета. Одежда женщин
не должна быть яркой.
9.
Как правило, в церемонии принимают участие не более пяти человек. У
входа в чайный дом гостей с поклоном встречает хозяйка. Даже если ритуал
происходит днем, в комнате для чаепития должен царить полумрак.
Церемония длится около 4 часов и состоит из трех этапов: прием пищи,
распитие «густого», а затем «жидкого» чая.
Хозяин расставляет чашки так, чтобы они были у него под рукой, и
начинает чайное действо. Сначала напиток готовится в одной большой чашке
для всех гостей. По традиции гости пьют из нее, передавая чашку друг
другу. Это должно способствовать возникновению чувства близости. При
этом строго соблюдается определенный ритуал. Сначала первый гость берет
фукуса (шелковый платок, кусочек шелкового материала), укладывает его на
ладонь левой руки, а правой ставит на нее чашку. Кивнув соседу
(осаки-ни — раньше вас), он отпивает три с половиной глотка, затем
кладет фукуса на циновку, вытирает край чашки своим кайси (бумажный
носовой платок; салфетка) и передает чашку второму гостю. Каждый
повторяет ту же процедуру.
Готовить и подавать чай присутствующим является обязанностью хозяина
дома. Растертый в пудру чайный порошок заливается горячей водой и
взбивается в пышную пену. Этот чай намного крепче привычного для
европейцев.
После крепкого чая подается жидкий и вносят подносы с пирожными. Жидкий
чай готовится для всех сразу в нескольких чашках. Гости могут пить, как
им захочется.
Разговоры во время чайной церемонии не приняты, и только после первого
глотка разрешается задать вопрос о посуде, мастере, который ее
изготовил, хорошо отозваться о качестве чая и т.д.
Утварь, используемая в ходе чайной церемонии, должна составлять единый
художественный ансамбль, что не означает непременного однообразия, но
требует, чтобы предметы подходили друг к другу и ни один из них не
выделялся резко из общего набора. Для церемонии необходима шкатулка для
хранения чая, котёл или чайник, в котором кипятится вода, общая чаша для
совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания
чая и мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления.
Все предметы должны быть простыми, скромного вида и почтенного возраста,
отражающегося в их виде. Как правило, чай хранится в простом деревянном
ящичке, котёл или чайник — вполне обычный, медный, ложка для чая и
мешалка — бамбуковые. Чаши применяются простые, керамические, достаточно
грубой работы, без нарочитых украшений. Вся утварь безукоризненно
чиста, но при этом никогда не начищается.
В отличие от европейцев, натирающих металлическую посуду до зеркального
блеска, придающего предметам вид новых, только что изготовленных, японцы
предпочитают, чтобы предметы сохраняли «память о своём прошлом» —
потемнение от времени, следы длительного использования. «Старый» вид
утвари — один из элементов эстетики чайной церемонии.
За многовековую историю чайной церемонии сложилось семь типов чаепития:
- «Чайное действо утром».
- «Чайное действо в полдень».
- «Чайное действо ночью».
- «Чайное действо со сластями».
- «Чайное действо вне определенного времени».
- «Чайное действо на рассвете».
- «Чайное действо, устраиваемое для тех, кто пришел после «основного чаепития».
Ночной чай начинается при луне. Гости приходят примерно в половине
двенадцатого и уходят около четырех часов ночи. Обычно заваривают
порошкообразный чай, который готовят на глазах у гостей: листья
освобождают от прожилок и измельчают в порошок в ступе. Такой чай бывает
очень крепким, его не подают на пустой желудок. Поэтому сначала гостей
немного угощают различной едой.
10.
Чай с восходом солнца пьют около трех или четырех часов утра. Гости
остаются при этом до шести часов. Утренний чай практикуется в жаркую
погоду, гости собираются к шести часам утра.
Послеобеденный чай обычно подается только с пирожными примерно после часа дня.
Вечерний чай начинается около шести часов вечера. Специальное чаепитие
(риндзитя-ною) устраивают по каким-либо торжественным случаям: встреча с
друзьями, праздники, смена времени года и т. п.
11.
Классическая японская чайная церемония строится на четырех принципах,
каждый из которых имеет глубокие исторические и культурные корни.
Принцип гармонии подразумевает наличие внутреннего единства между
участниками чаепития, которое помогает стать им одним целым. Каждый
участник чаепития должен проявлять почтение по отношению к остальным
гостям и самой церемонии. Третий принцип подразумевает чистоту
помыслов и отсутствие корыстных целей. Непременным условием для участия в
чайной церемонии также является состояние покоя, на достижение
которого, по сути, направлены предыдущие принципы.
По словам Кикудзо Окакуры, в глазах иностранного обывателя чайный обряд
является лишь примером «тысячи и одной странности, которые составляют
непостижимость и ребячливость Востока». Однако прежде чем делать
поспешные выводы, стоит подумать о том, как, в сущности,
«мала чаша человеческих радостей и сколь мудры те, кто умеет ее
заполнить». В представлении японцев, человек, умеющий жить, видит
радости жизни там, где другие их не замечают. Чайная церемония учит
находить прекрасное в обыденном, довольствоваться малым, находить связь
между природой, искусством и повседневностью.
Чайная церемония приоткрывает для нас дверь в иной мир со своими
традициями и законами, без которых невозможно понять характер японского
народа и составить полноценное представление о стране. Этот необычный
ритуал отражает стремление к гармонии и равновесию и учит нас смотреть
на мир в соответствии с мироощущением Дзен.
12.
В наше время искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины.
Сейчас нередко чайная церемония проводится не только в чайных
павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии
предшествует угощение. Однако неизменным остается дух чайной
церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел.
По-прежнему чаепитие — это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи.
По мнению японцев, чайная церемония воспитывает простоту,
естественность, опрятность. Это, конечно, так, но в чайной церемонии
заключено и нечто большее.
Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к
строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил. Чайная
церемония является одной из важнейших основ культивирования национальных
чувств.