НАФИ оценило уровень финансовой грамотности российских студентов
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представляет результаты проекта «Оценка уровня финансовой грамотности студентов российских вузов», проведенного в мае-июне 2009 г. по заказу Центра исследования платежных систем и расчетов (www.paysyscenter.ru), а также в партнерстве с Центром финансовых технологий, и при содействии в подготовке методологии исследования Департамента регулирования расчетов Центрального банка Российской Федерации.
Студенты оценивают свой уровень финансовой грамотности достаточно высоко: почти половина (45%) студентов полагают, что имеют хорошие и отличные знания и навыки по управлению личными финансами. Среди россиян в целом[1] таковых 12%, а россиян с высшим образованием - 21%. Высокая самооценка подтверждается и результатами объективных тестов. При этом студенты экономических специализаций оценивают свои знания еще выше - 53% из них считают свои знания хорошими или отличными.
Высокий уровень финансовой грамотности, тем не менее, не дает субъективной уверенности в способности защитить свои права как потребителя на рынке финансовых услуг. В случае возникновения конфликта с финансовой организацией по поводу оказанных финансовых услуг, уверены в быстром и справедливом разрешении спора лишь 17% студентов, больше трети - не уверены, и 38% не могут дать какой-либо однозначный ответ, оценивая свои шансы как 50 на 50.
Каждый десятый опрошенный указывает на то, что ему (ей) приходилось покупать в течение последнего года какую-либо финансовую услугу, о покупке которой они потом сожалели. В перечне услуг, о покупке которых опрошенным пришлось сожалеть, доминируют кредиты (прежде всего, потребительские, 22%), банковские вклады (17%) и банковские кредитные карты (15%). Почти половина из тех, кто столкнулся с такой проблемой - пассивны, т.е. не сделали ничего для того, чтобы решить данную проблему(45%).
Уровень пользования финансовыми услугами среди студентов высокий: 84% пользуются какой-либо финансовой услугой. Для сравнения - среди россиян в целом доля пользователей на 30 п.п. ниже (54%)[2] Активность студентов экономических факультетов практически по всем видам финансовых услуг выше остальных, за исключением кредитной карты - здесь на первом месте гуманитарии. Студенты естественно-биологических и технических факультетов занимают в большинстве случаев промежуточное положение между экономистами и гуманитариями, единственным видом услуг, в котором они лидируют - это платежи в сети Интернет.
Большинство студентов интересуются тенденциями на финансовых рынках - только 20% указали на то, что они никаких тенденций не отслеживают. Среди россиян в целом в середине 2008 г. каждый третий респондент указал, что не следит ни за какими тенденциями на финансовых рынках. В разрезе специализаций выделяются студенты-экономисты, которые гораздо чаще следят за тенденциями на финансовых рынках, чем студенты других специализаций.
Чаще всего студенты отслеживают изменения цен на рынке недвижимости и изменения в уровне инфляции (по 45%), немалый интерес также вызывает динамика цен на нефть, золото, металлы и т.п. (39%). Чуть реже студенты отслеживают изменения в размере государственных пенсий, пособий, налогов (26%) и изменения в уровне процентных ставок по кредитам (25%).
При необходимости получения информации о финансовых услугах студенты чаще всего обращаются к знакомым, работающим в финансовом секторе (50%). В тройку лидеров вошли также представители финансовых компаний и независимые финансовые консультанты. На четвертом - советы родителей (32%). Студенты-экономисты в гораздо большей степени отдают предпочтение профессиональным советам со стороны агентов финансовых рынков, тогда как студенты гуманитарных, естественных и технических факультетов чаще других обратились бы к друзьям, приятелям, супругу(е).
Интерес к финансовой тематике со стороны студентов весьма высок - по всем предложенным темам более половины студентов в той или иной степени заинтересованы в получении дополнительной информации. При этом в наибольшей степени востребована информация, касающаяся защиты прав потребителей финансовых услуг и защиты от рисков при их пользовании, а также знание того, как и где искать информацию о финансовых услугах и как ее отличить от рекламы.
Степень интереса к получению новых знаний, причем по всем компонентам финансовой грамотности зависит от уже достигнутого уровня: чем больше студенты знают, тем чаще говорят, что хотели бы знать больше. Поэтому для программ, разрабатываемых для нулевого уровня финансовой грамотности, необходимо в большей степени использовать методики, направленные на формирование и поддержание интереса к данной теме, нежели чем передаче большого объема знаний и информации. Знания и информация будут чаще востребованы на более продвинутых уровнях финансового ликбеза.
За введение отдельного предмета по финансовой грамотности высказалась треть студентов, 57% предпочли бы обучаться финансовой грамотности в рамках существующих предметов или на факультативных занятиях. Только 7% студентов полагают, что финансовое просвещение в вузах вообще не нужно.
Опрошено 4794 студента в семи федеральных округах в семнадцати городах России. Метод - анкетный опрос (самозаполнение в присутствии интервьюера). Исследование было проведено в мае-июне 2009.